Кaк пeрeдaeт «Кoммeрсaнтъ», в Гoсдуму внeсeн прoeкт пoпрaвoк к прoфильнoму зaкoну, пeрeдaющиx кoнтрoль нaд услугaми фeдeрaльныx мeдучрeждeний oт стрaxoвщикoв к фeдeрaльнoму фoнду OМС (ФФOМС). Тaкжe стрaxoвым кoмпaниям вдвoe сoкрaщaют нoрмaтивы рaсxoдoв нa вeдeниe дeл (РВД) в систeмe, чтo дoлжнo сэкономить бюджету фонда до 6,8 миллиарда рублей.
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) и объединения пациентов уже выступили с критикой инициативы. Но Минздрав уверен: страховым компаниям проект не помешает, а пациентам позволит получить более качественную медицинскую помощь. По мнению ВСС, изменения лишают страховые компании функций проведения экспертизы услуг медучреждений федерального статуса, оказывающих высокотехнологическую помощь, передавая их и их финансирование в ФФОМС. К тому же, вдвое сокращается и объем финансирования ФОМС расходов на ведение дел (РВД) страховщиками.
Вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов констатирует: «По результатам экспертиз страховщики ежегодно возвращают в бюджет не менее 12 миллиарда рублей. Данный законопроект — потенциально коррупциогенен. В случае его принятия нетрудно предсказать рост случаев навязывания пациентам платных услуг — от оказания медицинской помощи до платного юридического разрешения споров с медиками».
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев добавляет: «Нас беспокоит ликвидация функций страховых медорганизаций по защите прав пациентов при оказании помощи федеральными медучреждениями. Защита прав пациентов силами ФФОМС будет затруднена конфликтом интересов, ведь фонд зависим от Минздрава, которому, в свою очередь, принадлежат те самые федеральные лечебные центры, качество помощи в которых необходимо будет контролировать».
Минздрав в лице помощника министра здравоохранения Алексея Кузнецова видит необходимость указанных изменений. «С одной стороны, сейчас только три субъекта РФ и город Байконур установили в законах о бюджетах территориальных фондов ОМС норматив выше 1%. С другой, уже в действующем законодательстве заложены возможности для существенного снижения издержек страховщиков: для выдачи полисов можно использовать не собственные пункты, а офисы МФЦ, информирование застрахованных лиц можно осуществлять через, например, личные кабинеты на едином портале госуслуг, бесплатные мессенджеры. Выделение же медпомощи федеральных учреждений в отдельный сегмент повысит ее доступность для граждан. Как правило, помощь федеральных центров нужна наиболее тяжелым пациентам — и им, в случае принятия поправок, станет проще ее получить. А к проведению экспертизы качества медпомощи, как и сейчас, будут привлекаться независимые эксперты», — заявляет Алексей Кузнецов.
Игорь Юргенс, президент ВСС, напоминает: межтерриториальные расчеты в рамках системы заменяются распределением квот фондами ОМС, а пациенты лишаются права выбора медучреждений. Но пока непонятно, как эта система может быть изменена.